Вы здесь

Фланцевая задвижка

Среди многочисленных разновидностей запорной арматуры трубопроводов особой популярностью пользуется фланцевая задвижка. Подобное устройство стоит признать одним из самых надежных, долговечных, удобных для технического обслуживания и ремонта.

Фланцевые задвижки называются по одному из ключевых элементов своей конструкции — фланцевым кольцам. С их помощью осуществляется крепление задвижки, они позволяют получить быстрый доступ к устройству, если возникает необходимость демонтажа или ремонта. Выделяется главная фланцевая пластина и ответный элемент: их размеры должны точно совпадать, иначе соединение будет невозможным либо же (если расхождение не столь существенно) не будет обладать должной прочностью.

Кроме очевидных достоинств (простота, надежность, долговечность, низкое гидравлическое сопротивление) фланцевая задвижка имеет и свои недостатки. К ним относится довольно быстрый износ уплотнительных элементов (впрочем, это можно и нужно контролировать, своевременно осуществляя техническое обслуживание), а также большая масса и, соответственно, большое количество металла, которое идёт на производство стальной или чугунной задвижки. Как следствие, фланцевые задвижки не назовешь дешевыми деталями — однако их качество позволяет мириться с этим недостатком.

Задвижка фланцевая: разновидности

Рассказывая о классификации задвижек, начнём с материалов, которые используются для их изготовления. Эти устройства могут быть чугунными или стальными.

Задвижки чугунные фланцевые выпускаются в самых различных вариантах: короткие и длинные, полнопроходные и суженные, предназначенные для работы в различных условиях (при определенныхтемпературе, давлении, особенностях рабочей среды). Поскольку чугун является достаточно хрупким материалом, необходимо внимательно следить, чтобы условия эксплуатации изделия соответствовали его характеристикам. Чугунные устройства применяются и в питьевых, и в сточных, и в технических трубопроводах. Рабочей средой для систем с такими задвижками могут быть и вода, и пар, и газ, и нефтепродукты.

Задвижка стальная фланцевая считается более предпочтительным вариантом, чем чугунная, благодаря более высокой прочности. Такие устройства функционируют при температуре рабочей среды от -70 до + 420 градусов! Для сравнения, предельно высокая температура для чугунных задвижек — это 255 градусов выше нуля.

Стальной корпус может быть штампованным, сварным, литым. Лучший вариант — это цельнолитая стальная задвижка. Отсутствие швов позволяет такой детали никак не реагировать на резкие перепады давления или температуры. Шовные задвижки стальные фланцевые в этом плане гораздо менее надежны.

Запорные устройства могут классифицироваться и по другим принципам.

Особенности конструкции

Задвижки бывают клиновыми шиберными (дисковыми) и шаровыми. В шиберных конструкциях уплотнительные поверхности седел располагаются параллельно друг другу. Сама задвижка стальная фланцевая шиберная может быть однодисковой или двухдисковой: второй вариант используется, если требуется особенно высокая степень герметичности.
Шаровые устройства отличаются скромными габаритами и высокой износоустойчивостью. Их рекомендуется использовать на тех участках трубопроводов, где необходима постоянная регулировка потока рабочей среды.

Клиновые задвижки, напротив, предпочтительнее эксплуатировать в качестве запорной арматуры: тех деталей, которые могут находиться в одном из двух положений: полностью закрытом или полностью открытом. Слишком часто менять положение такой задвижки не позволят ее внушительные габариты. Клиновые детали можно разделить на три основные группы: с жестким клином, двухдисковым клином и упругим клином.

Если элементом конструкции задвижки является шпиндель, в процессе эксплуатации он может выдвигаться или не выдвигаться. Устройства с выдвижными шпинделями менее уязвимы, медленнее поддаются износу, но более габаритны.

Метод управления

Согласно этому принципу классификации запорные устройства бывают:

  • Ручными. Чтобы изменять положение запорного элемента, нужно провернуть рукоятку или вентиль. Как правило, такие действия требуют значительных физических усилий. Зато подобные устройства являются особенно надежными. Им не требуются дополнительное техобслуживание, при этом ручные задвижки служат дольше устройств с мотором.
  • Электроприводными. Электропривод, приводящий устройство в движение, может быть управляемым локально или дистанционно. При необходимости устройство блокируется с помощью нажатия кнопки.

Задвижка фланцевая: монтаж

Установка осуществляется по стандартной схеме, отступать от которой не следует. Фланцы привариваются к трубам (или к запорной арматуре), что упрощает процесс монтажа и при этом оставляет доступ к устройству при возникновении необходимости ремонта.Обязательный элемент конструкции — уплотнительное кольцо в канале на фланцевой пластине. Благодаря уплотнительному элементу система приобретает необходимую герметичность.При установке обязательно нужно следить, чтобы на лицевой стороне фланцевой пластины отсутствовали трещины, потертости и прочие повреждения, так как они нередко становятся причиной разгерметизации и даже серьёзных механических повреждений системы.